В этом году на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) девелоперская группа «Родина» и Сбер объявили о начале масштабного проекта по проектированию «умных кварталов» с помощью искусственного интеллекта. AI-алгоритмы будут анализировать образ жизни горожан — привычки в питании и кофе, уровень физической активности, предпочтения в досуге и даже состояние когнитивного здоровья — чтобы на основе этих данных создавать комфортную среду нового уровня.
Мы в проекте «Удобный город» убеждены: научное волонтёрство и гибкость — вот двигатель настоящих инноваций в градостроительстве. Когда такие гиганты, как Сбер и девелопер «Родина», анонсируют проекты «умных кварталов», мы с гордостью говорим: «Спасибо, что подтвердили нашу стратегию!»
Сбер использует принципы нейромаркетинга на основе обезличенных данных для оценки потребительских привычек и это действительно важный шаг развития этого направления. Два года назад мы также начинали нашу коллаборацию с другим известным российским застройщиком, только на основе исследовательских данных, собранных под руководством учёных. Сейчас наши исследования шагнули дальше, и мы считаем, что городская среда не только должна соответствовать привычкам жителей, создавая условный комфорт как более востребованную коммерческую услугу, но и учитывать перспективы, формируя полезные привычки, создавая экологичную и развивающую среду, которая способствует, в том числе, сбережению здоровья и повышению качества жизни. Именно в этом направлении нас поддержали новые партнеры проекта – Центр цифровой медицины Сеченовского университета, отметив исключительную значимость такого подхода.
Почему мы первые
С самого старта, более двух лет назад, мы отказывались от громоздких бюрократических процедур и тяжёлых отчётов. Наша команда — это молодые учёные, аспиранты и энтузиасты гражданской науки, которые могут за пару недель сформировать и проверить гипотезу, запустить пилот в VR-лаборатории или среди добровольцев на улицах города и оперативно получить результаты.
Гибкость: коллективный мозговой штурм сменяется полевыми исследованиями в течение нескольких дней.
Мобильность: в одной руке — смартфон с нейроокулометром, в другой — планшет с картой города для сбора данных «на ходу».
Мультидисциплинарность: нейроинтерфейсы, биохакинг, когнитивное здоровье, социологические опросы в реальном времени.
Именно такая «стартап-методология» позволила нам первыми в России заговорить о не просто «учёте предпочтений» горожан, а о формировании в городах правильных привычек через гражданскую науку и цифровые технологии — от здорового питания и оптимального режима отдыха и работы до устойчивого развития и проэкологического поведения и наш путь подтверждают лидеры отрасли.
Когда на ПМЭФ-2025 Сбер и «Родина» заявили о своих планах строить «умные кварталы» на основе анализа жизни людей, мы восприняли это как ещё одно подтверждение того, что «Удобный город» движется в правильном направлении.
